Клуб любителей Honda Fit
12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334 Главная Клубный сервис Клуб Контакты Сделать Закладку
Зачем и когда нужна в АКПП замена масла, а в каких случаях это делать уже поздно.
 


 
  
 

Зачем и когда нужна в АКПП замена масла, а в каких случаях это делать уже поздно.

Зачем и когда нужна в АКПП замена масла, а в каких случаях это делать уже поздно.

Перед всеми обладателями АКПП постает вполне шекспировский вопрос "когда же менять масло" (помните: "быть или не быть". Это глобальный вопрос и всеобъемлющий, которых по своей сути бесполезный, но требует немедленных действий. Просто, в то время, когда владельцы машин начинают задумываться над ним, то масло уже, скорее всего, менять поздно.

В каждой автоматической коробке масло призвано сразу выполнять множество функций. Это и смазка для подшипников, и отводная среда от нагревающихся деталей, и рабочее тело для гидравлической системы управления и для гидротрансформатора. И масло в очень небольшом интервале значений должно сохранять все свои свойства для того, чтобы работали как надо все части коробки. А только одна из частей АКПП может работать не так, как надо уже при совсем небольшом отклонении параметров за принятые допустимые рамки. На поведении автомобиля это сказывается сразу же: начинают появляться рывки, теряется тяга, и, наконец, автомобиль попросту перестает двигаться. Что же в этом случае начинает происходить с коробкой и маслом?

Как же в АКПП работает масло?

Владельцам автомобилей, пригодилась бы небольшая инструкция, по конструкции современных АКПП. Поверьте она не будет лишней. Если же, были прожиты последние где-то 30-40 лет на необитаемом острове или же во сне, то необходимо уяснить, что практически все коробки передач в электрон управляемые эволюционировали именно из систем, имеющих чисто гидравлическое управление.

В самом начале гидродинамический трансформатор, или же ГДТ, работал вместе с планетарной коробкой передач, где абсолютно все переключения выполнялись при помощи подачи давления на тормозную ленту или же на ту или иную группу фрикционов при помощи пневмогидравлических дозаторов. Такой глобальный принцип и остался.

Есть варианты, что в коробках присутствуют по-прежнему ГДТ, а есть, что его заменяет целый комплект сцеплений, в иных же вариантах редукторы выполняются в виде планетарных классических или вальных конструкций (как у Хонды), а также бывают ременные и цепные передачи вариаторов.

В редких случаях, может все та же система управления подавать на исполнительные узлы такое давление, которое будет создавать маслонасос, а масло все так же охлаждает, смазывает и непосредственно управляет всеми переключениями в коробке передач.

Чаще уходят от "классической" схемы самые простые "роботы", имеющие одно сцепление и коробку вида Getrag 6DCT250. В подобных АКПП масло используют лишь для охлаждения редукторов коробки и смазки, у них сцепления охлаждаются воздухом, а система управления поставлена с электроприводом. Все другие АКПП в той или иной мере страдают от того, что необходимо совмещать маслом множество различных функций.

И все эти функции масло может выполнять только тогда, когда оно будет иметь строго определенную вязкость и четкие смазывающие свойства. Здесь сразу же все догадываются, что сохранять эти качества вечность масло не сможет.

Как в коробке может изнашиваться масло?

Любая жидкость автоматических трансмиссий (automatic transmission fluid или ATF) все свои характеристики начинает терять с истечением определенного времени. Это происходит, прежде всего, из-за жесткой езды совместно с грязным радиатором от перегрева, а также в том случае, когда в масло попадают микрочастицы с накладок блокировок ГДТ и с фрикционов. Таким образом, довольно обычными являются действия мастеров, берущих пробу масла для оценки того, сохранилась ли прозрачная структура и нет ли от него горелого запаха.

Хотя, даже в случае с чистым и не перегретым маслом, оно все равно с возрастом теряет свои свойства. Начинают вырабатываться задающие вязкость присадки и противозадирные свойства. Основа также может потерять свои свойства. А на практике ко всем таким неприятностям могут быть добавлены еще и проблесы с загрязнением масла продуктами, образующимися при его же разложении, а также отработанные продукты износа коробки. Кроме накладок ГДТ и фрикционов, к ним также относятся частицы редукторов и подшипников, которые уже износились.

Заметим, что стоит обратить особое внимание на материал, из которого изготовлены фрикционы, потому как совсем не зря для них выбран довольно мягкий картон, а не более надежная керамика, так как не так сильно навредят АКПП именно продукты износа картона. Но, в самых запущенных случаях и без керамики могут частички золы, картона и металла выгрызать целые каверны в клапанах коробок передач и в алюминии гидроплит. А теперь представьте себе, что может произойти, если фрикционы изготовлены из керамики или карбона.

В целом, и так уже становится понятно, что масло теряет свои изначальные свойства и стареет и поэтому его нужно менять. Хотя так думают далеко не все.

Откуда же появились мнения, что в АКПП не нужно менять масло?

Двадцать лет назад для того, чтобы сохранить характеристики масла на приемлемом уровне, все автопроизводители рекомендуют производить частичную замену масла в АКПП раз в 35-65 тысяч километров пробега. Заметим, что прогресс на месте не стоит и уже многократно повысилась способность приспосабливаться трансмиссии и к характеристикам рабочей жидкости, и к условиям движения, так как теперь применяется электронная система для управления коробками передач.

В результате, впервые заявили самые "передовые" производители о том, что можно масло отныне больше не менять. И таковыми стали, в первую очередь, Mercedes-Benz и вся "большая немецкая тройка", BMW и Audi. Mercedes подобный интервал разрешил для своей революционной пятиступенчатой АКПП, относящейся к серии 722.6, а конкуренты не имели своих трансмиссий. Так что появилась поначалу в техпаспортах только машин, которые были оснащены трансмиссиями производства ZF красивая надпись - "масло залито на весь срок службы". Хотя, и BMW, и Mercedes очень мелким шрифтом все же дописали о возможности производить замену масла, если автомобиль эксплуатировался в тяжелых условиях.

Принято в автомобильной индустрии ориентироваться на лидеров. А такой экстравагантный шаг конечно же не останется без внимания: практически все производители машин с истечением временем очень сильно повысили свои сроки для замены трансмиссионных масел. Увидеть можно это и на примере сравнения надежности автоматических трансмиссий, которые были в начале и в конце девяностых годов XX века к чему это привело. Как показано на практике, необходимо масло менять заранее, а по регламенту.

Даже у большой немецкой тройки в паспорте автомобиля сейчас прописывается интервал замены масла. Для MB, например, в тех же самых АКПП серий 722.6,последние пять лет выпуска, с которых и начиналось так называемое "вечное" масло, рекомендуется замена масла каждые три года или на 50 тысячах километров пробега. А для более современной семиступенчатой 722.9 – каждые пять лет или раз на 125 тысяч пробега.

Несмотря на все остальные предписания, дилеры большинства марок, в целом, рекомендуют менять масло раз на 60-80 тысяч километров пробега!

Очень сильно разнятся проблемы свойства старого и свежего масло при таком большом интервале замены. Это может порождать достаточно много проблем, даже при условии относительной исправности коробки передач. Потребуется адаптация АКПП также к новой рабочей жидкости - в лучшем случае, или все это приведет к быстрому выходу из строя и неработоспособности - в худшем.

Не стоит менять

Очень тяжело становится соблюдать интервал, если обслуживание машины перевалило уже 60-80 тысяч километров. Во-первых, может смениться владелец машины и становится не понятно от какого пробега считать замены. Бывает, что продавая машину, сматывают пробег, а полагаться на слово нельзя. Также могут быть утерянными сервисные книги или они попросту перестают вестись после нескольких лет эксплуатации. Даже сами дилеры могут забыть о замене масла. Тогда и получается, что при покупке в целом исправного автомобиля с "автоматом", абсолютно нет уверенности в том, сколько в коробке передач прошло масла.

Повторим еще раз высказанный выше тезис:

откровенно скажем, что великоват при нашем темпераменте и в наших условиях движения штатный интервал замены для некоторых моделей АКПП.

Большинство владельцев машин малодушничают, когда ищут хоть какие-то аргументы в пользу того, чтобы масло не менять. Но какой-то в этом смысл все таки. Очень часто уже изношенная коробка может вполне прилично работать на масле с фрикционной крошкой, даже с неизвестно какой вязкостью. Но, при замене масла на свежее, становится более скользкое и с полным пакетом противозадирных и моющих присадок. Начинают не держать фрикционы, а соленоиды уже не держат давление, при этом в тонкие каналы гидроблока смывается весь шлак с помощью моющих присадок. Полное давление маслонасоса вышибает прокладки параллельно с этим. В результате, машина, приехавшая своим ходом на замену масла, в сторону "коробочного сервиса" будет перемещена на эвакуаторе.

Обосновывается страх очень легко: осознанно приходит мысль и повод не менять масло, если высмотрено в одной из версий руководств для пользователя заветное выражение "на весь срок службы".

Удивительно то, что еще очень долго может ездить коробка, и не плохо. Все это преподносится владельцем машины, как пример его ума и ловкости. Так как он за замену масла не платил, не тратил свое время на адаптации. Он считает себя молодцом. Все отлично для него! Проблема у него не решена и передается вместе с автомобилем новому, который встанет перед таким сложным выбором, но у него уже будет гораздо меньше шансов на удачное развитие событий.

Дальнейшая судьба коробки может быть предрешена, если уже давно пропущен нормативный интервал замены масла и на грязной ATF она проработала уже 50-60 тысяч километров. В этом случае, скорее всего, при замене масла она сразу же выйдет из строя. Но и, если не поменять, то также работать она не будет.

Большинство автовладельцев останавливают свой выбор на втором варианте: тогда лишь остается надежда, что помогут высшие силы. Надеяться и верить, чтобы как можно дольше хватило остаточного ресурса АКПП. И, конечно же, желательно, чтобы это длилось до тех пор пока машина не попадет в руки к следующему владельцу.

Стоит менять

Чудесно, если владелец знает историю технического обслуживания своей машины, особенно, если она написана им самим или же грамотными мастерами. Тогда просто масло меняют в зависимости от регламента или же чаще. Нет секрета в том, что практически все современные АКПП из-за довольно активного использования разных накладок для блокировки ГДТ очень сильно загрязняют его. А такие "преселективы" с мокрыми сцеплениями, как DQ500 и DSG DQ250 вовсе могут работать в масляной ванне сцеплением. В таком случае, в достаточно большом объеме попадают в масло продукты износа накладок и фильтры тогда не могут очищаться полностью, в силу малого времени работы и особенностей конструкции коробок